htm">СОДЕРЖАНИЕ
: : :
РАЗДЕЛ III
3.2. Российские особенности ценностей воспитания
3.3. Аксиология национальной прочности
: : : 

 
3.2. Российские особенности ценностей воспитания
Нравственный характер самоорганизации в России. Очевидно, что механизм включения интеллекта в России отличен от предписываемых западными учеными технологий для личности, ориентированной на естественные культурные традиции. Переживания сознания в России, как момент "запуска" интеллекта, если для них созданы необходимые с гуманистической позиции условия, имеют более высокий воспитательный, самоорганизующий потенциал, чем те же переживания для интеллекта западного. Особенность российской ментальности означивается ее нравственно-поисковой деятельностью.
Поэтому российская "воспитательность воспитания", т.е. его собственно воспитательное содержание, может быть только нравственным. Все остальное - эстетическое, физическое, экономическое, трудовое и т.д. - предмет обучения (О.С. Газман). Процесс прояснения сущности данной ценностной особенности в работах российских философов (Л.А. Карсавин, А.Ф. Лосев, Г.И. Челпанов, Л.И. Шестов, Г.Г. Шпет и др.) обретает более тождественный российскому сознанию нравственно ориентированный характер духовного самостроительства.
Российские философы отмечают, что эта особенность определяет наиболее свойственные (сензитивные) россиянам ценностные (в отличии от западных рациональных) основания любой деятельности. Это позволяет более высоко оценивать нравственную обусловленность российского сознания.
Ценностные парадоксы образовательной ментальности. Основная тенденция современной педагогической науки продлевает хорошо запомнившийся старшему поколению лозунг конца 50-х гг.: "Догнать и перегнать Америку!" В спешке очередной погони, на этот раз - за успехами американского образования, выдвинуты два приоритета: глобальная гуманизация и глобальная компьютеризация. На исходе ХХ столетия стало очевидным, что российская попытка реализации этих повсеместно принятых приоритетов не принесла позитивных результатов. Виноватым, как это принято на Руси, оказался "стрелочник": учитель с неприязнью примеряет разъезжающийся на нем мундир евро-американских ценностей, а компьютерные классы пошли в уплату долгов по зарплате все тому же учителю.
Вместе с тем, проблема состоит в более серьезных основаниях. Искать стрелочника, как и рубить сук, на котором сидишь - занятия для нас привычные и любимые. Однако, поразмыслив над известной присказкой "что русскому хорошо, то немцу - смерть", невольно задумаешься и над тем, откуда же в нас это? Ответив на этот вопрос, отечественная педагогика, вероятно, избрала бы более самобытный, а поэтому - и более эффективный - способ вхождения в мировую цивилизацию и систему глобального образования.
Педагоги-исследователи (М.В. Богуславский, Р.Б. Вендровская, Г.Ф. Карпова и др.) представляют весьма необычный набор аксиологических особенностей, создавших ценностную базу российской педагогики начала ХХ века, как научной, управленческой, учительской и ученической деятельностей.
Современная ситуация в российском образовании по многим параметрам отличается от европейской. Ее специфика обусловлена комплексом историко-культурных факторов, определивших особенность формирования российского менталитета и повлиявших на становление именно российских ценностных ориентаций. С другой стороны, эта же ситуацияr="black [1]">

Hosted by uCoz